Воскресенье, 22.12.2024, 11:24
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ ЛО "Кировская школа - интернат"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Развитие речи ребенка.

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

            Ребёнок не рождается со сложившейся речью, она не передаётся от родителей. Чтобы появилась речь, а в дальнейшем правильно развивалась, нужна речевая среда, потребность самого ребёнка к пользованию речью как основным способом общения с близкими и сверстниками, и его языковая способность. Эталоном для подражания является речь взрослых, ребенок как бы «подгоняет» своё умение в произношении звуков к их произношению. Поэтому так важно, чтобы речь взрослых была чётка и понятна для ребёнка.

     Основными структурными компонентами речи является звуковой состав, словарь и грамматический строй. Все эти составные части закономерно связаны между собой, поэтому речевое развитие ребёнка является последовательным формированием  этих элементов.

     Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок должен прежде всего услышать их. Главная и основная роль принадлежит слуху в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Но даже при незначительном снижении слуха ребёнок лишается возможности нормального восприятия речи. Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию сформированности слухового внимания и фонематического слуха. Он начинает формироваться уже на второй неделе после рождения и к 2 годам дети различают все тонкости родной речи. Понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).  

     К 3 – 4 годам фонематический слух ребёнка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные, а затем согласные звуки .

    К 4 годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие , наиболее высокая форма  фонематического слуха,  при котором дети могут членить слова на составляющие его звуки. Фонематическое восприятие и фонематический слух имеют большое значение для готовности к обучению грамоте. К этому времени у ребёнка заканчивается формирование правильного произношения. Для развития слухового внимания существуют упражнения , специально подобранные стихи, в которых требуется найти ошибки, загадки. Они усложняются в зависимости от возраста. Цель упражнений – научить ребёнка слушать и слышать (« Отгадай что звучит»,  « Угадай, кто сказал»).

     Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребёнка достигнет определённого уровня развития.

     Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребёнка ( прежде всего артикуляционный аппарат)в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. Развитию подвижности речевого аппарата, подготовке к произнесению звуков и укреплению мышц способствует артикуляционная гимнастика.

    Все движения организма и речевая моторика имеют единый механизм, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Моторная умелость важна и для становления письма школьника. Поэтому важным занятием для детей являются различные игры с пальчиками в сопровождении стихов, начиная с младенческого возраста. Что развивает не только моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок начинает понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

     Усвоение детьми произношения звуков идет от более простых установок артикуляционного аппарата  до сложных. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения (а, у, и, о и некоторые согласные звуки м, н, т, д, в,ф, к, ,г, х). Период становления звуков у детей занимает достаточно длительный период времени (от 3 до 5 лет), но не у всех детей одновременно. Одни усваивают весь звуковой ряд в 3-4 года, а другие к 5-6 годам. И ошибочно мнение, что с возрастом звуки усвоятся сами собой. Если ребёнок в 5 лет не научился произносить звуки раннего развития, то без коррекционных занятий уже не обойтись.

  Родители часто бывают, необъективны в оценке речи своего ребёнка, и им даже может порой нравиться «детская» речь ребёнка, а некоторые родители поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.

               

 

 

Таблица примерного срока усвоения детьми звуков

 

   Время    появления звуков  

   (возраст)

 

  1 – 2 года

 

  2 – 3 года

 

   3 – 5 лет

 

 

  5 – 6 лет

 

  Звуки

 

 

 

   а   о   э

   п   б   м

    и  ы  у

      ф  в

    т  д  н

   г  к  х  й

    с  з  ц

     ш  ж

     ч   щ

    

       р  л

 

 

     

   Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной взаимосвязи от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии.

    Важное  значение имеет правильное речевое дыхание. Так как речь произносится на выдохе, то от его силы, направления зависит правильность произношения многих звуков и просодической стороной речи (высота, громкость, интонация). Выдох должен быть длительным и плавным. Упражнения для развития речевого дыхания помогают достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудности звукопроизношения:

 « Футбол»,  «Подуй на снежинку», «Ветряная мельница», « Одуванчик», « Бабочка» и т.д.

     Дифференциация звуков появляется на 5 году жизни в результате обучения и развития фонематического восприятия (свистящие – шипящие, сонорные л-р).

В 6 лет вызывают затруднения группы согласных (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие, свистящие, шипящие, сонорные), встречающиеся в одном слове. Если не делать акцента, то дефект закрепляется, особенно у быстро говорящих детей. Дифференциация звуков зависит от степени произношения звуков.

    Многие дети в возрасте 5 - 6 лет не могут назвать части предметов, действий с ними. Рост словаря зависит от условий жизни и воспитания ребёнка. Особенно беден словарь прилагательных, наречий, местоимений, дети не понимают значения  простых и сложных  предлогов  и т.д. На начальном этапе лексикон малыша состоит из слов, обозначающих предметы и явления, окружающие его повседневно. Знакомясь с вещами, ребёнок запоминает их название. По мере своего интеллектуального и речевого развития он начинает постигать значения слов:       сначала соотнося слова с конкретным предметом, затем усваивая их понятийное содержание (посуда, мебель, одежда). Постепенно накапливаясь, слова в сознании ребёнка начинают группироваться, классифицироваться и упорядочиваться. С целью активизации словаря новые для детей слова следует повторять в сочетании с другими словами. При многократном повторении малыш запоминает его и начинает употреблять самостоятельно. Уровень её характеризуется в первую очередь способностью ребёнка данного возраста пользоваться разными формами слов, синонимами и образными средствами (медведь – медвежонок, мишка, мишутка). При описании разного размера дети подбирают прилагательные к существительным, сравнивая их (тяжёлый – полегче; маленький – малюсенький).

    Одновременно с развитием словаря  ребёнок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. В свободной деятельности ребёнка активное употребление разнообразных глаголов и формирование на этой основе сложных высказываний,   могут быть ограничены, если у ребёнка не воспитан интерес к наблюдениям, рассматриванию картинок, иллюстраций. Тогда поводом для общения являются просьбы и распоряжения (беги, неси), что резко упрощает грамматический строй высказывания. Поэтому языковой материал надо подбирать в соответствии с деятельностью людей, их отношениями, знакомством с окружающим миром. К моменту поступления в школу  речь детей становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной.

     В это время развивается связная монологическая речь. Это наиболее сложный вид речи. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует волевых и мыслительных усилий. Связная монологическая речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. В связной речи проявляются различные  качества личности и отражаются,  как в зеркале ( логика суждений, инициативность, творческая устремлённость и другие ).

  Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во - первых, уровень рассказывания определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Во - вторых, от качества связной речи напрямую зависит успеваемость будущего школьника: ответы у доски, рассуждения, составления изложений, сочинения. И наконец, невозможно полноценное общение: невозможность правильно сформулировать и  выразить свою мысль, задать вопрос. Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, т.е. рассказ. Рассказы могут быть различной сложности (повествовательными, описательными, объяснительными, творческими, основанными на воображении).

 И ребёнок без помощи взрослого может передать содержание сказки, рассказа или составить самостоятельный рассказ. Он употребляет в речи простые и сложные предложения. Для связи простых предложений использует союзы, причастные и деепричастные обороты, правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания.

   Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребёнка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь  должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.  Психические процессы у ребёнка  (восприятие, мышление, память, внимание, воображение) развиваются через речь. Основной формой воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение. Общение с ребёнком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

               

 

                                                                    ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

 

    У ребёнка возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Понимает заданные вопросы и сам задаёт их. Возрастает понимание ребёнком речи. Судят об уровне понимания речи  по действиям, которые он выполняет по поручению взрослых, и по его высказываниям.

    Словарный запас около 300 слов и  4 годам составляет около 1 тысячи слов. Ребёнок знает название предметов из ближайшего окружения - 60% (игрушки, посуда, одежда) , начинает пользоваться глаголами – 25-27 %, прилагательными 10-12 % . В основном это прилагательные, обозначающие размер , цвет, форму. Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (на). В этом возрасте нет обобщающих понятий. Дети всё реже прибегают к помощи облегчённых слов ( собака – «ав-ав»).

   Развёрнутые фразы, как правило, не строит. В грамматическом отношении речь ребёнка не всегда правильна, допускает ошибки в окончаниях слов при согласовании. К концу года может рассказать о своих нуждах, о том, что видел, но речь носит ситуативный характер.

   Дети воспринимают небольшие по объёму сказки, близкие его жизненному опыту, отвечает на некоторые вопросы по содержанию. При пересказе договаривает лишь отдельные слова либо группы слов. Ребёнку становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, есть знакомые звукоподражательные слова, помогающие отгадыванию: « На болоте живёт и квакает. Кто это?».

      Речь детей этого возраста недостаточно отчётлива и бывает  не всегда понятна для окружающих т.к. артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся одним звуком), малыши пытаются «подогнать» своё произношение к общепринятому. Часто заменяют твёрдые согласные (переднеязычные- т,д,с,з,), простые по артикуляции, мягкими. В произнесении многосложных слов испытывают затруднения и укорачивают слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки. Голосовой аппарат недостаточно окрепший и дети не всегда умеют говорить шёпотом. Недостаточное внимание к речи взрослого.

                

Игровые упражнения для развития речевого дыхания.

« БАБОЧКА»

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребёнка. Взрослый и ребёнок произносят приговорку:   Бабочка – коробочка,

                                            Полети на облачко,

                                            Там твои детки –

                                            На берёзовой ветке.

Затем взрослый предлагает подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребёнок делает длительный плавный выдох.

 

« ОДУВАНЧИК»

 Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Подкть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. Следить за плавностью выдоха!

   Одуванчик, до чего ж

  Ты на облачко похож.

  Страшно даже и взглянуть:

  Как бы облачко не сдуть.

 

Чистоговорки

 Та-та-та, та-та-та – хвост пушистый у кота.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду.

Но-но-но, но-но-но – в нашей комнате светло.

Ом-ом-ом, ом-ом-ом – мы построим новый дом.

Уп-уп-уп, уп-уп-уп – мы готовим папе суп.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы – в лесу растут грибы.

Любят бананы все обезьяны.

Мама милу в ванне мыла

Игра на развитие речевого слуха.

 

« Раз, два, три, за мною повтори».

Детям предлагаются рисунки:  девочка (поёт  а-а-а-а), волк (воет  у-у-у-у), мышка (пищит  и-и-и-и), медведь (ревёт  ы-ы-ы-ы). Взрослый показывает  картинки и произносит звуки. Затем взрослый произносит звуки, а ребёнок показывает картинку. После этого взрослый произносит по два звука ( а-а-а, и-и-и), ребёнок отгадывает кто сначала пел свою песенку, а кто потом.

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                       

 

 

                                                                 ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

 

        Дети свободно вступают в контакт с близкими и посторонними детьми. У них возникает потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир, наступает время

« почемучек».

      Словарный запас расширяется до 1500 – 2000 слов. Разнообразнее становится словарь и в качественном отношении, чаще встречаются местоимения, наречия, числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов ( холодный, горячий, плохой, хороший). Ребёнок начинает чаще пользоваться служебными словами (предлогами, союзами), притяжательными прилагательными (папин стул, мамина чашка). В самостоятельной речи  не пользуется собирательными существительными ( одежда, овощи, мебель), лишь перечисляет предметы или наоборот не зная названия предмета называет обобщение (цветок – ромашка). Дети нередко испытывают трудности из – за недостаточности и бедности словаря, при пересказе сказки, рассказа, события, участником которого он сам был.

        Ребёнок этого возраста начинает осмысливать звуковую сторону слов, пытается установить  тесную связь между предметом и словом, стремится по- своему осознать названия некоторых предметов, действий и начинает употреблять в речи несуществующие в родном языке слова (лопаткой копают – значит она «копатка», а не лопатка).

     В речи появляется развёрнутая фраза из 4 и более слов. Но дети данного  возраста допускают ошибки в согласовании, неправильно употребляют падежные окончания ( «Мама окны моет»).

   Речь носит ситуативный характер. Нет последовательного пересказа событий. Ребёнок не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки, лишь перечисляет предметы и действия. Малыш может воспроизвести небольшие по объёму стихотворения, потешки.

     Н 4 году жизни укрепляется артикуляционный аппарат, мышцы языка, что способствует правильному произношению звуков (исчезает смягчение согласных звуков). Закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей сонорные звуки. Становится возможным произношение слов со стечением нескольких согласных и слов из 3 – 4 слогов. Дети подмечают ошибки в звучании слов у сверстников. Сонорные звуки  р,рь, л заменяются  звуком й, ль.

 

               

Игровые упражнения для развития речевого дыхания.

« БАБОЧКА»

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребёнка. Взрослый и ребёнок произносят приговорку:   Бабочка – коробочка,

                                            Полети на облачко,

                                            Там твои детки –

                                            На берёзовой ветке.

Затем взрослый предлагает подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребёнок делает длительный плавный выдох.

« ОДУВАНЧИК»

 Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Подкть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. Следить за плавностью выдоха!

   Одуванчик, до чего ж

  Ты на облачко похож.

  Страшно даже и взглянуть:

  Как бы облачко не сдуть.

Чистоговорки

 Та-та-та, та-та-та – хвост пушистый у кота.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду.

Но-но-но, но-но-но – в нашей комнате светло.

Ом-ом-ом, ом-ом-ом – мы построим новый дом.

Уп-уп-уп, уп-уп-уп – мы готовим папе суп.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы – в лесу растут грибы.

Любят бананы все обезьяны.

Мама Милу в ванне мыла.

 

Упражнения на развитие слухового внимания.

 

                                       « Подскажи словечко»

Сидит зайка на опушке,                            Говорит мартышка мишке:

Понимает кверху…(ушки).                       Я в гостях была у ….(мышки).

 

Часто к озеру напиться                           Я рубашку сшила мишке

Ходит рыжая …(лисица).                        Я сошью ему …(штанишки).

 

-Мяу-мяу, - кот пищит, -                        Мяч летает полосатый, 

У меня живот …(болит).                       В мяч играют …(медвежата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

                                                           ПЯТЫЙ  ГОД  ЖИЗНИ

 

    Речь ребёнка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Словарь к концу года увеличивается до 3000 слов, включает в себя прилагательные, притяжательные прилагательные, наречия, личные местоимения, сложные предлоги, появляются обобщения (посуда, одежда,…).

   Своё высказывание ребёнок строит из двух- трёх и более простых распространённых предложений. Чаще использует сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, чем на предыдущем этапе развития. В этом возрасте начинает развиваться монологическая речь. Но многие дети еще не в состоянии самостоятельно без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

   Грамматические ошибки появляются всё чаще из- за роста словаря и употребления ребёнком сложных в структурном отношении предложений. Они выражаются в неправильном изменении глаголов ( «хочут» вместо хотят), в согласовании, в структуре предложений. Хотя в речи детей впервые появляются однородные обстоятельства, дети усваивают и правильно согласовывают

 прилагательные с другими частями речи по падежам. Звукопроизношение улучшается в результате достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата , что даёт ребёнку осуществлять более точные движения. Полностью исчезает смягчение согласных звуков. Вызывают трудности слова, насыщенные большим количеством согласных звуков (лаборатория, старушка).Так как дети ещё не чётко дифференцируют звуки на слух и у них не закреплено произношение некоторых звуков. Под влиянием обучения это затруднение со временем исчезает. Ребёнок способен в этом возрасте узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук ( при условии развития фонематического восприятия в предшествующих группах).

   Дети при достаточно развитом речевом слухе способны улавливать различные средства интонационной выразительности и передавать их в сказках и сказочных ситуациях (повышение и понижение голоса, паузы, громкость ,темп).

                                      

Игровые упражнения для развития речевого дыхан ия (повторять 3 – 5 раз).

 

« БАБОЧКА»

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребёнка. Взрослый и ребёнок произносят приговорку:   Бабочка – коробочка,

                                            Полети на облачко,

                                            Там твои детки –

                                            На берёзовой ветке.

Затем взрослый предлагает подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребёнок делает длительный плавный выдох.

 

« ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»

Из кусочка ваты скатать шарик (можно использовать шарик от настольного тенниса). Это мяч. Ворота – два карандаша или кубика. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить гол, комочек ваты должен оказаться между кубиками.

 

Упражнения на развитие слухового внимания.

     

                                        « Доскажи словечко»

 

 Я не бегаю к врачу –                                 Как у нашей дочки

Я сама его …(лечу).                                   Розовые …(щёчки).

 

Не послушал Зайка папу –                        Возле этой ёлки

Отдавили Зайке  … (лапу).                      Бродили злые … (волки).

 

« Путаница»

 Прочитать стихотворение  К.И Чуковского «Путаница». Дети должны найти несоответсвия и назвать их.

 

Чистоговорки

 

Ща-ща-ща, ща-ща-ща  – ходит Коля без плаща.

Ча-ча-ча, ча-чач-ча – сидит чайка у врача.

Любят бананы все обезьяны.

Мама Милу в ванне мыла

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                       

 

                                                     ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

 

    У ребёнка шестого года жизни появляется самокритичное отношение к своему высказыванию и более критическое отношение к высказыванию сверстников. Всё чище становится произношение, более развёрнутая фраза, точнее высказывания. Устанавливаются причинно – следственные связи между явлениями, временные и другие отношения.

   Обогащение и расширение словаря происходит за счёт ознакомления с новыми предметами, свойствами и качествами предметов, названия частей, деталей, действий, а так же за счёт использования новых суффиксов и приставок. К концу шестого года жизни ребёнок дифференцирует обобщающие существительные ( животные – дикие, домашние). Многие слова из пассивного переходят в активный словарь. Отличительным показателем расширения словаря является подбор противоположных по замыслу слов ( антонимы, синонимы). Но словарь недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, употреблением предлогов, союзов.

    Ребёнок овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Предложения по своей структуре усложняются за счёт простых и сложных распространённых предложений, возрастает их объём. Всё реже допускаются ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки детей, исправляют их, давая правильный образец.

    У детей совершенствуется  связная и монологическая речь. Они моутт при помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, события, произошедшего с ним. Способны самостоятельно раскрыть содержание картинки , если на ней изображены знакомые предметы. При составлении рассказа по картинке дети ещё часто концентрируют своё внимание на основных деталях, упуская второстепенные. Дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности и передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям (радость, грусть, печаль, негодование).

    Ребёнок шестого года жизни способны произносить все звуки родного языка так как мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли. Однако у некоторых детей заканчивается этап усвоения шипящих звуков, звуков л, р.  С их усвоением они начинают чётко и внятно произносить слова различной сложности. Некоторые дети не всегда чётко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки л, р, если они встречаются в одном слове или фразе. Почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков. Ясность. Внятность речи во многом зависит и от скорости высказывания. У детей, говорящих быстро, как правило, речь менее отчётлива.

   На шестом году жизни достаточно развит фонематический слух. Дети способны выполнять различные несложный звуковой анализ ( выделение определённого звука, слога, слова из группы других звуков, слогов, слов; подбор слов на определённые звуки и др.). Однако не все дети  одинаково различают звуки на слух  (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие).

 

              

 

 

 

 

Игровые упражнения для развития речевого дыхан ия (повторять 3 – 5 раз).

« ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»

Из кусочка ваты скатать шарик (можно использовать шарик от настольного тенниса). Это мяч. Ворота – два карандаша или кубика. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить гол, комочек ваты должен оказаться между кубиками.

 

Упражнения на развитие слухового внимания.

 

                                        « Это правда или нет?»

 

                 Если летом снег пойдёт, то наступит Новый год.

                 Из – под снега  виноград появился – был я рад.

                На дворе весна, капель, расцвела сегодня ель.

                А медведь в лесу под елью

               Соловья услышал трели,

               Конь рогатый подпевал:

               На поляне он скакал.   

 

                                        « Доскажи словечко»

 

 Я не бегаю к врачу –                                 Как у нашей дочки

Я сама его …(лечу).                                   Розовые …(щёчки).

 

Не послушал Зайка папу –                        Возле этой ёлки

Отдавили Зайке  … (лапу).                      Бродили злые … (волки).

 

Для птенцов и для зверят                       Заглянула в дверь коза.

Тоже нужен …(дет.сад)                        Очень грустные …( глаза).

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

                                                       СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ 

 

      Словарь ребёнка достигает высокого количественного и качественного уровня, что позволяет свободно общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на многие темы. В активном словаре всё чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина – легковая и грузовая; одежда, обувь – летняя, зимняя). Всё шире используются слова , указывающие на профессиональную принадлежность, сложные слова(длинноногий жираф),расширяется многозначность употребления слов (чистая  - рубашка, воздух),слова с переносным значением, используются причастия и деепричастия. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса и умения пользоваться им.

     Связная речь становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается завершённость высказывания. В этом возрасте ребёнок способен дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание рассказа, сказки, просмотренного фильма по памяти и придумать  дальнейшие события.  

    Грамматическое оформление речи достигает более высокого уровня развития  (простые и сложные предложения). Сложные предложения включают союзы, причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. К моменту поступления в школу речь ребёнка не всегда бывает безупречной и правильной в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка.

    Произносительная сторона ребёнка достигает довольно высокого уровня. У некоторых детей могут быть недостатки произношения звуков, нечёткое или невнятное произнесение слов ( при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения, интонации.

      Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами звукопроизношения  нередко имеют и недоразвитие фонематического восприятия, которое затрудняет усвоение звукового анализа слов и овладением элементами  грамоты. Но ребёнок, посещающий детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает  навыки звукового анализа.

     При задержке произносительной стороны речи, ребёнок недостаточно чётко способен дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению звонких и глухих, мягких и твёрдых, звуков л и р, свистящих и шипящих.

 

Игровые упражнения для развития речевого дыхания (повторять 3 – 5 раз).

 

« ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»

Из кусочка ваты скатать шарик (можно использовать шарик от настольного тенниса). Это мяч. Ворота – два карандаша или кубика. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить гол, комочек ваты должен оказаться между кубиками.

 

Развитие слухового внимания

 

 «ЧТО НЕПРАВИЛЬНО?»

Январским ранним утром                          Нарцисс закукарекал

В начале сентября                                      Расцвёл петух - чудак.  

Взошла луна, а звёзды                                А я в подвал спустился, 

Упали на поля.                                            Чтоб подмести чердак.

 

Развитие фонематического слуха.

 

« КАКОЙ ЗВУК ЛИШНИЙ В СЛОВЕ?»

 

Говорит Володя Коле:                                         В нашем доме на окошке

Стройку получил я в школе.                                Сидят серенькие крошки.

                                              Владик спит и видит слон

                                              Что летит в ракете он.

« НАЙДИ ОШИБКУ И НАЗОВИ СЛОВО»

 

Ой! – кричат вокруг хозяйки –                      Здесь хорошее местечко -  

В огород забрались «майки».                        Протекает мимо «печка».  

 

Доски на гору везём,                                       Слёзы льются у Оксанки:

Будем строить новый «ком».                      У неё сломались «банки».

 

Мишка плачет и ревёт:                                Стужа. Снег. Метут метели.

Просит пчёл, чтоб дали «лёд».                   Тёмной ночью бродят «двери».

 

Писем мы не написали                                    Прилетел из леса «лук»

«Тучку» целый день искали.                          И залез под толстый сук.  

 

Любопытные мартышки                              Подарила мама «ночке» 

Собирают с ёлок «фишки».                          Разноцветные платочки.

Категория: Родителям | Добавил: kseniahakim (01.02.2017)
Просмотров: 1359 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz