Развиваем речь, играя
Для детей 4 - 5 лет
"Чьи покупки?"
Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.
Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи.
Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории:
"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?
Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.
"Кто кого обгонит?"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых.
Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Человек и машина… (Машина обгонит человека).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
- С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
"Незнайкины ошибки"
Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
"Мама потерялась"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.
Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
"Федорино горе"
Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".
Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.
Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных… (вилок).
Нет покинутых сироток -
Чёрных, гнутых… (сковородок).
Нет запачканных грязнуль -
Битых, ломанных… (кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных… (блюдец),
Убежавших от букашек
Много дней немытых… (чашек),
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших… (стаканов).
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде… (тарелок).
Скрылся от Федоры ножик,
Нет больших столовых… (ложек).
"День рождения Мишутки"
Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.
Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.
Пример:
Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.
Рыба … - Мишутка ждёт…
Морковь … - Мишутка ждёт…
Грибы … - Мишутка ждёт…
Зерно … - Мишутка ждёт…
Трава … - Мишутка ждёт…
"Хвальбишки-хвастунишки"
Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.
"Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов."
Взрослый: "У меня один апельсин".
Ребёнок: "А у меня много апельсинов".
Взрослый: "У меня только одно яблоко".
Ребёнок: "А у меня много яблок".
Взрослый: "У меня одна машинка".
Ребёнок: "А у меня много машинок".
Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.
"Где стоит матрёшка?"
Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.
На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: "Где стоит матрёшка?". Ответ напрашивается сам: "На столе."
Теперь задаём вопрос иначе: "Около чего стоит матрёшка?",
"Рядом с чем стоит матрёшка?",
"Перед чем стоит матрёшка?",
"За каким предметом стоит матрёшка?",
"Что напротив чего стоит матрёшка?" и т.д.
"Загадай загадку"
Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.
Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.
Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).
Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).
Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).
«Найди себе пару»
Цель: развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные
по звучанию, вслушиваться в звучание слов.
Правила: 1.Каждый должен найти себе пару по правилу:
- один ребенок говорит слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).
«Палочка остановись»
Цель: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.
Правила: 1. Дети встают в круг, воспитатель в центре.
2. Дети называют слова и передают одновременно палочку.
3.Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.
Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…
Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает…
Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное,
то он выходит из круга.
«Угадай, кто мой дру»
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети, и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
Игра «Добавлялки»
Цель: развитие речевого творчества детей
Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
«Верю – не верю»
Цель: развитие мышления, монологической речи
Взрослый читает предложения, а ребенок отвечает «верю» или «не верю». Если ребенок ошибается, то объясняет свой ответ.
- Синее мороженое – самое вкусное.
- Жареная клубника – моя любимая еда.
- Мячи бывают только красными.
- Зебры никогда не бывают полосатыми.
- Птицы редко живут на деревьях.
- Синица никогда не плавает.
- Рыбы часто живут на деревьях.
- Звезды светят с неба всю ночь.
- Утром надо ложиться спать.
- Утка любит плавать.
- Гуси - перелетные птицы.
- Куры – перелетные птицы.
- Траву косят лопатой.
- Суп едят вилкой.
- Ночью восходит солнце.
- Обедают ночью.
- Читать книги интересно.
Игры в кругу друзей
Цель: развитие словообразования, обучение коммуникативному общению и доброжелательности
«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребёнка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени.
Например: Серёженька, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребёнок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребёнку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь.
«Пирамида любви»
Вместе вспомнить с детьми о том, все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого – то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
«Выбрасываем злость»
Дайте ребёнку черные тучки или тёмные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребёнка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с ребёнком, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идёте выбрасывать её.
«Копилка добрых дел»
Вырежьте их цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребёнок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее
Развиваем речь, играя
Для детей 5-6 лет
"Похожие слова"
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
"Два брата"
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
"Магазин посуды"
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Загадки с подвохом
Цель: расширение словаря, развитие внимания, мышления, воображения, способности подобрать нужную рифму
На обед сыночку Ване мама варит суп в… (не в стакане, а в кастрюле)
Говорит нам папа басом: «Я люблю конфеты с… ( не с мясом, а с орехом или джемом)
Просит бабушка Аркашу из редиски скушать… (не кашу, а салат)
Попросила мама Юлю ей чайку налить в… (не кастрюлю, а в чашку)
И в Воронеже, и в Туле, дети ночью спят на… (не на стуле, а на кровати)
Подобрать себе я смог пару варежек для… (не для ног, а для рук)
Во дворе трещит мороз — шапку ты одень на… (не на нос, а на голову)
На дорогах стало суше — у меня сухие… (не уши, а ного)
День рожденья на носу — испекли мы… (не колбасу, а торт)
Вся хрипит, чихает Лада: съела много… (не шоколада, а мороженого)
Синим лаком захотела я себе покрасить… (не тело, а ногти)
В ползунках всегда одет спит в саду с пустышкой… (не дед, а братик)
Чинят крыши, мебель, рам, на рыбалку ходят… (не мамы, а папы)
И капризна, и упряма, в детский сад не хочет… (не мама, а дочка)
Куклам платьица, штанишки любят шить всегда… (не мальчишки, а девчонки)
Лет, наверно, двести петиной… (не невесте, а черепахе)
Черный весь, как-будто грач, с нашей крыши лезет… (не врач, а трубочист)
К первоклашкам входит в класс лишь бесстрашный… (не водолаз, а учитель)
Картину рисую я акварелью, как папа на даче ствол пилит… (не дрелью, а пилой)
Холоднюще местечко в доме нашем — это… (не печка, а холодильник)
Ни к чему весь этот спор — резать ткань бери… (не топор, а ножницы)
Чтобы погладить майку, трусы, мама включает в розетку… (не часы, а утюг)
Он — надежная охрана, дверь не может быть без… (не без крана, а без замка)
Мы гостей всех дружно встречаем: поим их свежемолотым… (не чаем, а кофе)
Короли все на портретах нарисованы в… (не в беретах, а в коронах)
Моим сестричкам маленьким купили к лету… (не валенки, а босоножки)
Наберем цветов охапку и сплетем сейчас мы… (не шапку, а венок) На базар идут старушки
Покупать себе… (не игрушки, а продукты)
Хоккеистов слышен плач пропустил вратарь их… (не мяч, а шайбу)
С каждым днем к нам лето ближе, скоро встанем все на… (не на лыжи, а на скейты или ролики)
У Иринки и Оксанки трехколесные есть… (не санки, а велосипеды)
На прививки и уколы мамы деток водят в… (не в школы, а в поликлинику0
Мы запомнили легко: номер первый буквы… (не О, а А)
Круглой формы голова, той же формы буква… (не А, а О)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ты на птичку посмотри; ног у птицы ровно… (не три, а две)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (не четыре, а один)
На уроках будешь спать — за ответ получишь… (не пять, а два)
«Ты мой кусочек»
Цель: развитие словаря
Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я -озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д.
В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - озеро, а ты - мой кусочек
Я - твой берег, а ты мой кусочек.
Я - песочек на берегу, а ты - мой кусочек..."
«Найди себе пару»
Цель: развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные
по звучанию, вслушиваться в звучание слов.
Правила: 1.Каждый должен найти себе пару по правилу:
- один ребенок говорит слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).
«Палочка остановись»
Цель: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.
Правила: 1. Дети встают в круг, воспитатель в центре.
2. Дети называют слова и передают одновременно палочку.
3.Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.
Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…
Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает…
Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное,
то он выходит из круга.
«Я беру с собой в дорогу»
Один игрок водит. Он задумывает правило, по которому предметы делятся на две группы – то, что он «возьмет с собой в дорогу», и все остальное. После этого водящий начинает игру, давая правильный пример:
- Я беру с собой в дорогу… АРБУЗ!
Игроки пытаются отгадать задуманное правило, спрашивая, возьмет ли водящий с собой в дорогу то или иное, например:
- А ты возьмешь с собой… БАНАН?
- Нет!
- А апельсин?
- Да!
- А огурец?
- Нет!
- А автомобиль?
- Нет…
- Мяч?
-Да.
Когда кто-нибудь думает, что он отгадал правило, он говорит об этом и называет правило. Если правило названо неверно, то он выходит из игры (Впрочем, малышам можно давать несколько попыток.)
Правила могут быть самые разные, от очень простых – типа «беру все шарообразные предметы», до весьма хитрых, типа «съедобное, начинающееся с согласной».
«Угадай, кто мой дру»
Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети, и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
Игра «Добавлялки»
Цель: развитие речевого творчества детей
Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
«Верю – не верю»
Цель: развитие мышления, монологической речи
Взрослый читает предложения, а ребенок отвечает «верю» или «не верю». Если ребенок ошибается, то объясняет свой ответ.
- Синее мороженое – самое вкусное.
- Жареная клубника – моя любимая еда.
- Мячи бывают только красными.
- Зебры никогда не бывают полосатыми.
- Птицы редко живут на деревьях.
- Синица никогда не плавает.
- Рыбы часто живут на деревьях.
- Звезды светят с неба всю ночь.
- Утром надо ложиться спать.
- Утка любит плавать.
- Гуси - перелетные птицы.
- Куры – перелетные птицы.
- Траву косят лопатой.
- Суп едят вилкой.
- Ночью восходит солнце.
- Обедают ночью.
- Читать книги интересно.
|